Лидер и руководитель в формальной и неформальной структуре подросткового класса

Психологические материалы » Лидер и классный руководитель » Лидер и руководитель в формальной и неформальной структуре подросткового класса

Страница 3

Как свидетельствует данная таблица, лидерство – это, в общем и целом, групповой феномен и групповая функция. Именно от лидера подросткового коллектива будет зависеть, как дети будут решать свои возрастные задачи. Руководитель же в подростковом коллективе необходим, чтобы направлять развитие группы и ее членов в социально одобряемое русло, необходим для того, чтобы не выросло девиантное, преступное сообщество, чтобы дети смогли правильно социализироваться, правильно решить возрастные задачи, а по мере взросления влиться в трудовое сообщество взрослых. Если лидер – это социально незрелый сверстник, то руководитель – это наставник, воспитатель, способный привить общественные ценности и нормы каждому члену группы, класса. Ввиду разницы в возрасте, социальном опыте, зрелости и функций лидер и руководитель находятся как бы по разную сторону границ группы.

Соотношение лидерства и руководства составляет особую проблему в образовательной среде, так как от эффективности и того и другого зависит, будет ли группа решать стоящие перед ней задачи. Эта проблема может быть осмыслена в терминах формальной и неформальной структуры группы. Но в школьной среде несовпадение этих структур вызвано не только социально-психологическими особенностями жизни группы, но и возрастными. Классный руководитель – это взрослый, подчас немолодой человек, для которого руководство – это работа, за которую платят. Лидер – это всегда сверстник, озабоченный теми же проблемами, что и другие члены коллектива. Таким образом, противоречие между лидерством и руководством может еще более обостриться ввиду возрастного фактора.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Типы темперамента
Для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности выделяется четыре основных типа темперамента.[6] Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богат ...

Классификация преступников по содержанию преступной деятельности
Личностные особенности виновного устанавливаются посредством анализа психологических особенностей совершения им преступного деяния. Насильственный тип преступника. Основная характерная черта лиц, совершающих насильственные преступления, ...

Способности
Когда мы пытаемся понять, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия жизни, добиваются не одинаковых успехов, мы пользуемся понятием «способности», полагая, что разницу в успехах этих людей можно объяснить именно различиями их ...